elena helfrecht

Переплетение

«Что-то нереальное просачивается в воспоминания на границе между нашей личной историей и размытой предысторией точно в том месте, где в нас оживает дом из детства <...> Смешиваются функции воображения, памяти и восприятия. Образ создается благодаря взаимодействию реального и нереального».

— Гастон Башляр, «Поэтика пространства» (Нью-Йорк, Penguin Books, 2014)

Plexus («Переплетение») — это незавершенное фото-исследование, в его основе лежат натюрморты, которые возникают в результате переданной по наследству травмы и постпамяти. «Переплетение» исследует семью как важный элемент психологических и культурных процессов на протяжении всей истории. После смерти моей бабушки я возвращаюсь в родовое поместье в Баварии. Дом, вещи внутри, ставшие декорациями, и главные герои придают пьесе аллегорический характер.

В процессе складывания фрагментов истории моей семьи по женской линии слово ‘re-membering’ (восстановление) становится буквальным. Погружаясь в эту историю, я заполняю пробелы грезами, ассоциациями и воображаемыми сценами, чтобы создать повествование, выходящее за рамки личных и национальных границ. Предметы и архитектура дома становятся посредниками и открывают проход между прошлым и настоящим.

Повторяющиеся в съемке образы — это изобразительный поиск очевидных повторов в истории, которые передают мое собственное повторение жизни мамы и бабушки. Столкнувшись с прошлым, которое охватывает четыре поколения, обновленное чувство идентичности создает основу для детального исследования постпамяти, ментального здоровья, войны и истории.