С того момента, как я отправилась путешествовать (чаще всего вместе с Оливером Зибером), я много хожу пешком, и это похоже на процесс фотографирования.
Во время наших путешествий мы гуляем, чтобы познакомиться с городами и районами. Прогулка помогает нам разглядеть детали и открыть для себя окрестности и определенные локальные места.
Разговоры с японскими друзьями, знакомство с японскими художниками, с японской музыкальной, суб- и контркультурой или наши многолетние поездки по разным районам и областям позволили нам осознать конфликты и не сразу заметные проблемы. Картина обострилась после 2011 года. Термин «вглубь Японии» часто встречается у наших японских друзей, когда мы говорим о том, что нас заинтересовало, куда мы направляемся или с кем встречаемся. На протяжении некоторого времени мы работаем над проектом «Урок японского языка», который, в частности, касается социального и политического ландшафта. Неотъемлемой частью этих работ является «Прогулка». Мы рассматриваем ходьбу как своего рода "медитацию", время для размышлений. Или, как говорит Йоко Тавада: «Ходить — значит думать без слов». Нашими темами были вопросы «Быть внутри или снаружи», вопросы места и идентичности, а также то, как ландшафт может формировать человека (по «Теории ландшафта» Масао Адати). Британский антрополог Тим Ингольд говорил о «мышлении посредством создания», что в нашем случае будет означать «мышление посредством ходьбы». Или, может быть, «создание благодаря ходьбе».
Конохана — это район в Осаке, находящийся довольно близко к центру, недалеко от гавани, окруженный реками и водой. Здесь комфортно: старые дома, магазины, небольшие предприятия и промышленность, небольшие бары и кафе для местных жителей. Это локальный район, население состоит в большинстве своем из пожилых людей, рабочих, рыбаков и иностранцев, работающих в парке развлечений Universal City. В Конохане Юмэшима (в переводе: Остров Мечты) пройдет ЭКСПО 2025. Вот уже несколько лет визуальные художники, музыканты и архитекторы переезжают в Конохану, основывают там свои студии, открывают хостелы и общежития, небольшие галереи, пекарни и многое другое. Можно сказать, что благоустройство района сделано благодаря заботе местных жителей, и опирается на частные идеи с очень личной энергией.
Поначалу «Луна над Коноханой» была лишь одним изображением. Фотография, которую я сделала в 2014 году на одном из центральных перекрестков в Конохане недалеко от станции Чидорибаси, интерпретирует светящийся дорожный знак как фейк-луну. С тех пор я фотографировала разные поддельные луны не только в Конохане, но и в Токио, Париже или Дюссельдорфе.
Для нас с Оливером Конохана кажется почти вторым домом. Так что, «Луна над Коноханой» может быть истолкована как желание возвыситься над пессимистическим мироощущением и направить взгляд вверх, к Луне.
Во время пандемии в 2020 году (при подготовке к выставке в Japan Foundation в Кельне) я нашла старую фешн-фотографию Дэвида Симса для зимней коллекции Ёдзи Ямамото 1996 года. Эта фотография уже давно является фаворитом в моем личном архиве «найденных изображений», и даже была заставкой на экране моего iPhone.
Этот поэтический подход к моде Ямамото нашел свое место в моей «лунной коллекции» — черный круг на снимке Дэвида Симса превратился в луну.
В январе 2021 года (после одного года без поездок) я начала просматривать свой архив снимков, сделанных в Конохане с 2009 года. Я нашла несколько фотографий, не относящихся к определенному циклу, но показывающих различные аспекты Коноханы, такие как местные узкие улочки, старые дома, квартал возле Юниверсал Сити или некоторые промышленные районы.
Следуя идее фейк-луны и руки, держащей светящийся диск, я создала новую, почти поэтическую серию «Новолуния над Коноханой». Не покидая своей студии в Дюссельдорфе. Вообще не выходя. Лишь используя распечатки уличных фотографий из Коноханы, с помощью руки-модели, камеры, старого копировального аппарата и сканера.
Этот проект о личной связи с маленьким городком в Японии, о самой фотографии, о том, что невозможно двигаться, не делая шаг, о свете и иллюзии, и о луне в небе, которая будто светится, хотя у нее нет собственного света.