Анастасия Лисицына (1995) — фотограф, родилась в Кургане, в данный момент живет в Санкт-Петербурге.
Мы всегда начинаем наши интервью с вопроса — расскажите, как вы пришли к фотографии?
Я родилась и выросла в Кургане — это небольшой город на Урале. Начала фотографировать в 12 лет, когда мне в руки попала наша семейная мыльница. На нее я снимала всё, что меня окружало: свою комнату, природу, смешные натюрморты из своих предметов и автопортреты — когда никого не было дома делала себе прически и макияж, надевала мамину одежду, потом стала делать такие съемки с подругами.
Вы учились в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения на факультете операторского искусства. Как повлиял кинематограф на ваше видение фотографии? Что сформировало ваш стиль?
В 17 лет я поступила на кинооператора в Институт Кино и Телевидения и переехала в Петербург, первый год в институте был невероятно тяжелым — нас оценивали по академическим параметрам, и я сильно отставала от всей группы, получала жесткую критику от мастеров. Это привело к тому, что я начала снимать именно так, как требовалось, полностью изменяя своим собственным предпочтениям, фотографии тех лет очень мало отражают меня.
Зато именно благодаря институту я начала снимать на пленку — еще перед поступлением готовилась проходить вступительные испытания на пленку, училась ее сама проявлять и даже сама печатала несколько кадров вручную.
Очень ценным в институте для меня был просмотр фильмов — нам показывали множество потрясающих картин, которые я не видела до этого. Я росла на поп-культуре, так что можно сказать, что в институте мне действительно открыли мир хорошего кино.
Думаю, благодаря кино я тяготею к горизонтальному кадру, пленке, зерну, ощущению движения в кадре, как будто это стоп-кадр из фильма, а не фотография; мне всегда хочется видеть в кадре «героев» со своим характером, а не просто красивых моделей, одетых в красивую одежду. Я стараюсь наделять съемки историей, сюжетом, иногда этот сюжет достаточно очевиден, а иногда он существует за кадром, но мне важно, чтобы он был.
Как начался ваш путь в фешн-фотографию? Чем вас привлекает фешн-индустрия?
В детстве, когда еще не было социальных сетей, я постоянно покупала журналы и рассматривала съемки, у меня в комнате даже была часть стены до потолка обклеена вырезками из журналов. Когда начала снимать друзей я пыталась копировать какие-то композиционные приемы, кадрирование, и фантазировала, что когда-то тоже буду снимать для журналов и для брендов.
Когда переехала в Петербург, я снимала модельные тесты бесплатно, чтобы собрать портфолио. Так получила первый заказ на коммерческую съемку — это был небольшой лукбук для начинающего дизайнера.
Честно скажу, что изначально у меня не было какого-то уникального видения кадра или крутого вкуса — чтобы прийти в ту точку, где я сейчас, мне потребовалось приложить огромное количество усилий. Мой путь уже очень долгий, но я и сейчас ощущаю себя в самом его начале.
В ваших фотографиях прослеживается глубокий интерес к человеческому телу, оно выглядит романтичным и даже чем-то божественным. Как вы относитесь к тому, что в современном мире каноны красоты расширились, и то, что казалось раньше изъяном, теперь можно возвести на пьедестал? Это дало больше возможностей для творчества в фешн-съемках?
В подростковом возрасте, когда моя фигура начала меняться, у меня появилась огромная ненависть к своему телу, я сидела в группах Вконтакте 40 кг и -60, где девушки обсуждали разные диеты, а потом делились своими результатами, чтобы мотивировать других. Я перепробовала кучу диет, долгое время занималась спортом из ненависти к своему телу, постоянно ревела.
С другой стороны — у меня в семье всегда было свободное отношение к теме секса, обнаженного тела, это не было чем-то табуированным и постыдным. Бабушка в детстве прививала мне бережное отношение к телу — она занималась йогой, всегда готовила здоровую вкусную еду, летом мы мылись в бане у нее на даче, а потом бежали и купались голышом в реке.
Думаю, благодаря этому бэкграунду у меня возникло желание работать с этой темой.
Моё отношение к телу и к съемке тела очень меняется со временем, интересно сравнивать свои фотографии из разных периодов и видеть это наглядно.
Мне нравятся современные тенденции, они действительно дают больше свободы, но по-прежнему впереди еще огромный путь и нам всем есть куда стремиться.
Вы много сотрудничаете с My812? Расскажите о вашем сотрудничестве.
Ох, даже не знаю, что тут рассказать, с MY812 всё по любви — надеюсь, что это чувствуется в самих съемках! Когда мы делали первую съемку в 2018 году, я еще училась в университете, у меня было совсем небольшое портфолио и мало съемок для брендов — я благодарна ребятам за то, что тогда рискнули и пригласили меня.
В фэшн-фотографии очень важна команда. Когда работаешь с людьми, с которыми вы смотрите в одном направлении и понимаете друг друга иногда даже без слов, с которыми не страшно ошибаться и пробовать новое — это приводит к совершенно другому результату.
Фешн индустрия— это больше коммерческая история или его можно отнести к современному искусству? Какой вы видите фешн-индустрию сейчас?
Помимо всего прочего, основная цель фэшн индустрии — продажи, так что нельзя отрицать, что это коммерческая история, но мне кажется, что и часть современного искусства точно так же создается для заработка. Вообще если честно, я не фанат вести такие рассуждения.
Фэшн индустрия обладает огромной аудиторией и достаточно большим влиянием, так что, когда большие бренды начинают транслировать более здоровое отношение ко внешности, к телу, к сексуальности, работают с моделями разных возрастов, затрагивают проблемы экологии и так далее — это вдохновляет и побуждает задуматься большое количество людей. Сейчас уже мало сделать просто красивую одежду или красивую картинку.
Какие съемки были для вас самыми запоминающимися? Почему?
Самые запоминающиеся всегда выездные съемки, после них я всегда ощущаю особенную благодарность за то, что это — моя работа. Одна из таких съемок была в пустыне Руб-эль-Хали. За пару дней до поездки я посмотрела японский фильм «Женщина в песках» (1964, реж. Хироси Тэсигахара) — там почти все действие происходит в доме, сделанном из бревен и соломы, который стоит в пустыне, и в итоге мы всей командой жили именно в таких домиках. Выходишь из дома, и вокруг просторы песчаных дюн. В последний день перед отъездом я встала в шесть утра, чтобы встретить рассвет в пустыне, воздух был очень свежий и в пустыне стоял туман! Туман!! В пустыне! Это, наверное, один из самых невероятных пейзажей в моей жизни.
Что вы посоветуете начинающим фотографам, которые идут работать в фешн? О чем обязательно стоит сразу договариваться с заказчиками, на какие аспекты стоить обращать внимание особенно?
В фэшн фотографии всегда есть определенные тренды — без них никуда, поэтому есть большая опасность полностью попасть под их влияние, утратив свой собственный визуальный язык. Поэтому мой главный совет — всегда помнить, про что вы сами: что вы готовы снимать не за деньги и не за лайки в Инстаграм. Стараться рефлексировать, делать творческие съемки, если чувствуете, что теряетесь — брать паузы, развивать и наполнять себя: читать, смотреть кино, слушать музыку, путешествовать, бывать на природе.
И еще один совет — приучать себя аккуратно и трепетно относиться к своему архиву, особенно к своим некоммерческим съемкам: если снимаете на пленку, всегда забирать негативы, хранить их аккуратно, в идеале — в больших папках, где всё будет подписано, в цифровом виде тоже стараться удобно систематизировать свой материал, бэкапить его в облако или на несколько SSD накопителей.
В коммерческой фотографии заказчики часто влияют на формирование проектов. В вашем случае дело обстоит как-то иначе? Вам доверяют создавать проекты от начала и до конца?
Я часто работаю в команде с арт-директором Залей Шокаровой. Мы классно сработаны вместе, поэтому нам нередко доверяют проекты целиком. Мне кажется, что чем больше свободы — тем интереснее и объемнее получается результат. Но в любом случае сейчас я пришла к тому, что принимаю разные форматы работы — реализовывать поставленную задачу, если она тебе близка и понятна, тоже интересный процесс, в котором можно найти для себя немало челленджей, и я не отрицаю такой формат.
В Вашем Инстаграме, помимо портретных съемок, вы выкладываете свои заметки и наблюдения за миром. В ваших планах есть сделать из них фотопроект/фотокнигу?
Нет, для меня сейчас важно, чтобы эти заметки не были ограничены никаким форматом. Это максимально свободный процесс, который помогает мне по-своему изучать пространство вокруг. Сейчас мне хочется просто собирать этот архив, ничего не планируя.
У вас есть ритуалы перед и во время ваших съемок? Как вы настраиваетесь на работу? Что вас вдохновляет?
Я всегда приезжаю на съемку заранее, предпочитаю приехать за час, чем опоздать даже на пять минут и забегать сразу на площадку, для меня очень важно не торопиться.
Бывают ли у вас периоды, когда не хочется работать? В таких случаях, как Вы себя мотивируете?
Конечно бывают, я же человек. Самые сложные периоды обычно бывают после самых загруженных — это значит, что я просто устала.
Обычно в такие моменты я стараюсь не мотивировать себя, а дать себе больше свободного времени, чаще выбираюсь на природу, гуляю в одиночестве, иногда езжу в путешествия.
Во всех ваших работах таится спокойствие и умиротворение, внимание к деталям. Вы могли бы сказать, что ваши фотографии в чем-то ваш автопортрет?
Я думаю, что фотографии любого автора гораздо больше рассказывают про самого автора, чем про объект съемки, мои — не исключение.
Инстаграм художницы